lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Глава 11. МАРКЕТИНГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Человек на улице продает курицу. Подходит покупатель, спрашивает: «Почем?» «Сотня»,— отвечает продавец. «Да вы с ума сошли — она же за углом в магазине десятку стоит». «Не нужно, не бери»,— хмуро отвечает продавец и отворачивается. Заинтригованный покупатель начинает приставать: «Нет, ну вы объясните. Может, у вас курица какая особенная? Чего это она столько стоит?» Еще более мрачно продавец огрызается: «Нужна курица — бери, не нужна — проходи дальше». Обиженный покупатель уходит. Продавец сердито бормочет про себя: «Чего столько стоит да чего. Да деньги нужны, вот чего...»

Из анекдотов эпохи перестройки

В этом разделе мы подошли к наиболее принципиальному моменту в деятельности Человека бизнеса, определяющему в конечном счете его способности к выживанию в этом виде деятельности и то, как далеко он способен продвинуться по длинной дороге от Предпринимателя до Лидера.

Значение развитого маркетингового мышления в бизнесе трудно переоценить. Имея развитое «счетное» мышление можно быть просто прекрасным бухгалтером или аналитиком; имея замечательные организационные способности — хорошим администратором; имея удачу, можно сделать великолепную сделку; но на долгую и успешную жизнь в бизнесе можно рассчитывать, только обладая развитым чувством рынка. Хотя к этому чувству, конечно, желательно добавить и все остальное, и в первую очередь — характерную для Предпринимателя активность и жажду действий.

Большинство специфических требований к Человеку бизнеса проистекает именно из того факта, что его деятельность разворачивается в крайне специфических условиях рынка. И неопределенность условий, и высокие риски, присущие выборам Бизнесмена, и чрезвычайно быстрая изменчивость ситуации и сложившихся было правил игры — все это отражение характерных свойств самого рынка, изучению которого как раз и посвящена наука (или сборник накопленных практических рецептов и рекомендаций), известная под именем «маркетинг» — слово, прямо происходящее от английского термина «market» — «рынок».

При всем обилии литературы по маркетингу не так-то просто понять, что же представляет собой эта дисциплина, а соответственно и маркетинговое мышление. Приведем для примера несколько определений из различных, неплохих на наш взгляд, пособий по маркетингу, изданных в последние годы.

«Маркетинг — комплексная организация производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка...»

«Маркетинг заключает в себе те действия, благодаря которым ваши услуги доходят до клиента...»

«Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, посредством которого люди и группы достигают желаемого и необходимого через создание, предложение и обмен продуктов, представляющих взаимную ценность друг для друга» и т. д. и т.п.

Однако задача данного раздела состоит не в том, чтобы дать популярный обзор сведений о распространенных теориях маркетинга, хотя таких теорий сегодня существует огромное множество и многие из них ведут между собой борьбу за право считаться единственно верными. В конце концов, ни одна из теорий не гарантирует «пользователям» абсолютно верных рецептов и правил безошибочных действий в бизнесе. Причина этой относительной слабости маркетинговых концепций, по мнению авторов, вовсе не в слабости экономических дисциплин, взявших на себя основную ответственность за разработку представлений о рынке, а в психологии, не способной дать адекватную концепцию человека. Ведь именно человек непредсказуемостью своего поведения, изменчивостью желаний и действий как раз и создает тот самый неповторимый «рыночный колорит».

Наша задача намного уже и конкретнее. Продолжая отслеживать линию анализа того пути, который проходит человек, посвятивший себя бизнесу, мы хотели бы сосредоточиться в этой главе на том, как формируется еще одно свойство Бизнесмена — маркетинговое мышление. Аналогично «счетности», это свойство лишь отчасти представляет собой сугубо когнитивный процесс или только мыслительную функцию. С полным правом можно было бы назвать это свойство «рыночным чутьем», адресовав его к интуиции и бессознательным процессам, или — «рыночной удачливостью», ассоциировав с результатами произведенных действий.

Однако мы сохраним название «маркетинговое мышление» хотя бы по причине большей благозвучности этого термина. Тем более что относительно эффективное маркетинговое мышление можно попытаться сформировать и в относительном отдалении от рискованной практики бизнеса, специализируясь, например, в изучении маркетинга как университетской дисциплины, работая практикующим консультантом по маркетингу или просто наемным специалистом по анализу тенденций развития рынка не только в бизнесе, но и, например, при правительственных организациях.

В связи с этой возможностью «теоретического» освоения маркетинга и маркетингового мышления мы хотели бы в этом разделе отступить от традиции последовательного движения по пути формирования тех или иных особенностей деятельности Бизнесмена, от Предпринимателя через Менеджера к Инвестору и Лидеру.

Вспомним, что в качестве одного из возможных вариантов вхождения в бизнес мы рассматривали путь через «инкубатор», школу бизнеса, которая сначала теоретически обучает своих участников тому, «как правильно» делать бизнес, а затем на начальных этапах оказывает выпускникам помощь в виде льготных кредитов, дотаций, необходимых консультаций и т. п. В современной России этот путь пока еще не является ни достаточно распространенным, ни технологически и законодательно отработанным. Тем не менее, будем исходить из того, что по исходному замыслу эти школы-«инкубаторы» призваны в первую очередь помочь своим выпускникам на хорошем операциональном уровне освоить навыки «маркетингового мышления», опираясь на достижения современного маркетинга. При этом одна из форм тренировки этого качества — разработка бизнес-планов. Поскольку, как известно, бизнес-планы предназначены не только для тех, кто их разрабатывает, но и для тех, кто готов дать под их осуществление средства, мы можем поставить себя на место Инвестора и, имея определенный опыт деятельности в качестве Предпринимателя и Менеджера, оценить перспективность бизнес-плана, предлагаемого нам одним из потенциальных «инкубаторных» выпускников.

[ 2002 ]