Навигация по сайту

Организационно - функциональная структура

28 марта 2024, Четверг

 УСЛУГИ                   

    -  Диагностика

--------------------------------------

 КОНСАЛТИНГ

|  -  Управленческий консалтинг

-  Аудит системы управления

|  -  Разработка стратегии развития компании

   РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО

   - ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

|  -  Оптимизация систем  мотивации персонала

|  -  Разрешение конфликтов

|  -  Открытие представительств

|  -  Создание HR-служб

|  -  Удаленное администрирование

|  -  Кадровый документооборот

|  -  Снижение текучести кадров

|  -  Персональное консультирование

|  -  Коучинг

--------------------------------------

    -  Курсы

    - Тренинги

    -  Подбор кадров

 Новости

 Соискателю

 Персонал

 Библиотека

 Клуб

 О компании

Ни одна организация не может существовать без такого важного элемента как структура.

Структура - это  внутреннее строение организации, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости или гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. 

Организация, как и любая сложная система, строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права. Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом. Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы.

Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров. Ошибки в структуре приводят к снижению не только эффективности системы управления, но и всей организационной системы в целом; структура следует за стратегией и должна чутко реагировать на ее изменения. Американские консультанты по вопросам управления отмечают, что в их практике до 75% составляют работы по устранению недостатков в структуре управления предприятиями.

 

Оптимизация структуры функционирования компании

Существует множество типов структур управления, а так же их комбинаций. Для конкретных условий наши специалисты подберут ту структуру, которая будет максимально соответствовать данной ситуации, выполнять свои функции, обеспечивать  рациональность  связей между звеньями и ступенями управления при высокой степени надежности и минимальных затратах на аппарат управления. Но даже самая лучшая схема может оказаться неэффективной в случае изменений внешней или внутренней среды.  Опыт отечественных и зарубежных фирм показывает, что основной причиной снижения эффективности деятельности предприятия чаще всего бывает несоответствие действующей структуры управления изменившимся условиям рынка, именно поэтому многие специалисты требуют её постоянной корректировки.

 Таким образом, оптимальная организационная структура, соответствующая динамичным изменениям внешней среды, способна решить следующие задачи:

  • координацию работы всех функциональных служб предприятия;

  • четкое определение прав и обязанностей;

  • полномочий и ответственности всех участников управленческого процесса.

Своевременная корректировка структуры способствует повышению эффективности деятельности предприятия, а обоснованный выбор организационной структуры в значительной мере определяет стиль управления и качество трудовых процессов.

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

 

Полезные ссылки

 

 

Типы организационных структур

Выделяют три основных типа организационной структуры:

  1. линейная;

  2. функциональная;

  3. адаптивная.

Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, - строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя, структурное подразделение возглавляет наделенный необходимыми полномочиями начальник , он же осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек.

Следует помнить, что реализуемый при этом принцип единоначалия не только концентрирует всю полноту власти в одних руках, но и налагает персональную ответственность на руководителя (как часто сейчас забывают, что власть подразумевает и ответственность за свои действия!). Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Однако в этом случае руководитель, единолично отвечая за все стороны деятельности коллектива, обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ и часто испытывает большую информационную перегрузку. Если исполнителей много и они выполняют работу различного типа, то управлять ими становится сложно. Линейная структура оправданно применяется в небольших двух­уровневых организациях или в качестве элемента более сложных, занятых простыми видами деятельности.

Преимущества линейных организационных структур:

  • четкая система взаимных связей;

  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

  • согласованность действий исполнителей;

  • оперативность в принятии решений;

  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основная проблема организационных структур этого типа -  ограниченность количества подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля. Сложно решаются вопросы, возникающие между подразделениями, часто наблюдаются случаи неравномерной загрузки руководителей, успех работы во многом зависит от их мастерства и опыта.

Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

Типы связей:

  • прямые единичные между подчиненными;

  • перекрестные между подчиненными;

  • прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.

Чем больше количество связей и чем они более неформальны, тем шире должен быть диапазон контроля для сохранения эффективного управления над структурой. Поэтому при реализации сложных видов деятельности, требующих от сотрудников большого числа согласования, уточнений, консультаций со стороны руководителя, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура.

Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Такой способ управления значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий. Функциональную структуру управления часто называют традиционной или классической, так как она применяется уже многие годы и ее особенности более глубоко исследованы.

Особенно плодотворна именно эта структура управления, если для производственного процесса характерна специализация по нескольким направлениям, что требует и специализации руководителей этих видов работ. Традиционно на производстве действуют следующие функциональные блоки: планирования, оперативного управления, снабжения, бухгалтерского учета и маркетинга. На практике часто применяются различные гибридные структуры, например, функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций.

Преимущества функциональных организационных структур:

  • более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за наполнение функций;

  • высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.

Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная) система, которая может быть построена по продуктовому, региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.

При всей логической ясности и простоте функциональные структуры управления обладают труднопреодолимыми недостатками: сложно осуществлять координацию и согласованность решений специалистов, каждый из которых считает, естественно, свои задачи приоритетными и сохраняется основной порок структуры - большинство оперативных решений, независимо от их важности, должен принимать высший руководитель. Опыт управления убедительно показывает, что функциональную структуру целесообразно применять в тех случаях, когда предприятие выпускает ограниченную номенклатуру изделий и действует в стабильных внешних условиях.

К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ещё и ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее.

Особого внимания заслуживают адаптивные организационные структуры, отличающиеся гибкостью, способностью достаточно оперативно изменяться в соответствии с требованиями внешней среды. Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все преимущества линейных и функциональных структур, успешно функционировать и развиваться в постоянно изменяющемся мире.

Адаптивные организационные структуры - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры, используя  все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, способны успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Выделяются следующие типы адаптивных организационные структур:

  • проектная - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;

  • матричная - функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

По вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

Преимущества матричной организационной структуры:

  • активизация деятельности руководителей благодаря созданию программных подразделений и резкому увеличению контактов с функциональными подразделениями;

  • гибкое использование кадрового потенциала организации.

Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.

 

   Примечание:

Всей информации, полученной в процессе выполнения заказа (данные диагностики, аналитические выкладки и т.п.), с момента первичных переговоров и без ограничения сроков давности, придается статус "коммерческой тайны" и ни при каких условиях не передается третьей стороне (за исключением случаев оговоренных законом и если иное не указано в договоре).

 

 

 Яндекс цитирования  

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ